ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ

      Каждая семья, воспитывающая ребенка с ВИЧ-положительным статусом, имеет ряд проблем, одной из которых является раскрытие диагноза ребенку.

РАСКРЫТИЕ ВИЧ-СТАТУСА: РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ.

        Разговор о ВИЧ-инфекции с детьми затрагивает очень сложные вопросы. Конкретное содержание разговора зависит от взаимоотношений в семье и истории заражения ребенка, от уровня образования и социального положения членов семьи. Однако есть и общие аспекты. Одни родители стараются скрыть от ребенка правду о вирусе и медицинских последствиях инфекции, другие, наоборот, считают, что ореол тайны вокруг ВИЧ не принесет ничего, кроме вреда. В одной семье опасаются, что ребенок не сможет хранить молчание и проговорится приятелям, а это отразится на положении семьи в обществе; в другой не хотят ставить ребенка перед фактом, что его мать тоже инфицирована ВИЧ.
        Рассказать ребенку о том, что он инфицирован ВИЧ, - значит проявить уважение к его правам, отнестись к нему, как к самостоятельной личности. Раскрытие диагноза – это неотъемлемый компонент педиатрической помощи при ВИЧ-инфекции.
       Из международных исследований известно, что семьи, раскрывшие диагноз ВИЧ-инфекции ребенку, в качестве побудительной причины чаще называют необходимость сохранить в семье доверие. ВИЧ-инфицированные дети говорят, что для них очень важно, «когда тебе верят и честно отвечают на вопросы». Длительный «период секретности» (то есть время, в течение которого ребенок не знает о своем диагнозе) сопряжен у детей с чувством тоски и одиночества и что своевременная, откровенная и доверительная беседа помогает ребенку смириться и научиться жить с ВИЧ-инфекцией.
        Лучше всего, когда ребенок узнает правду о своей ВИЧ-инфекции от родного и близкого ему человека, - человека, способного найти понятные малышу слова, обнять и приласкать его во время беседы. Полезно, если при разговоре будет присутствовать специалист, однако это необязательно. Важнее всего, чтобы горькая правда исходила от любящего человека, от человека, который заботится о благополучии ребенка, который  последствии будет ухаживать за ним и не откажется еще раз вернуться к обсуждению наболевших вопросов.
       Раскрытие ребенку диагноза ВИЧ-инфекции ни в коем случае недолжно носить случайный, непреднамеренный характер, происходить во время ссор и семейных распрей. Ребенок может запомнить обстоятельства, при которых он узнал о своем диагнозе, и если в его сознании раскрытие будет связано с гневом, раздражением, злобой, ему будет труднее приспособиться к своей болезни. Поскольку раскрытие диагноза – это не единичные событие, а длительный процесс, ребенку нужно создать возможность обсуждать назревшие вопросы о ВИЧ-инфекции. Полезно, например, перечислить ребенку всех людей из его окружения, с которыми он может поговорить на эту тему.
        В беседах очень важно подбирать соответствующие возрасту ребенка, понятные ему слова и фразы. Немаловажное значение имеют также личностные особенности ребенка, его характер, уровень развития, способность к обучению. Дети, будучи ровесниками, сильно отличаются друг от друга. Не бывает двух одинаковых детей, как не бывает двух одинаковых ситуаций. Разговор о ВИЧ-инфекции с детьми любого возраста должен плавно начинаться с тех вопросов и предположений, которые возникли у самого ребенка. Предоставив ребенку, возможность поговорить о том, что его действительно беспокоит, взрослые смогут лучше понять его реальные тревоги и интересы.
       Один из важных принципов общения с ребенком – избегать «лекций» и «нотаций». Напротив, нужно сосредоточиться на том, что говорит ребенок, и позволить ему направлять беседу. Детям редко когда доводиться руководить ситуацией, а между тем они должны иметь такую возможность, особенно в том, что касается их собственного заболевания.
        Дайте понять ребенку, что вам интересно узнать его мысли и чувства. Искусство собеседника состоит в умении задавать вопросы и слушать. Прислушиваясь к тому, что отвечает ребенок, постарайтесь распознать не только произнесенные вслух слова, но и стоящий за ними скрытый смысл.
        Ниже приводятся фразы, которые родители смогут использовать в беседах с детьми, предварительно адаптировав эти выражения к уровню развития ребенка, его личным особенностям и интересам. Все эти высказывания должны быть вплетены в ткань беседы, которую направляет сам ребенок и которая происходит на равноправной основе.

Ребенок 4 – 5 лет
        «В твое крови поселился микроб (или вирус), вот почему ты плохо себя чувствуешь и должен принимать лекарства».
       «Главное, чтобы ты принимал лекарства каждый день, они помогут тебе оставаться сильным».
       «Вирус – такой маленький червячок, который проник в твое тело, поселился в крови и заставляет тебя болеть. Это как простуда. Простуду тоже вызывает вирус. А вирус, который живет у тебя в крови (а также у мамы, у папы…), называется ВИЧ».

Ребенок школьного возраста
«Пока ты находился у мамы в животике, вирус пробрался из ее крови в твою. Поэтому он у тебя есть с самого рождения».
       «То, что у тебя есть вирус, не делает тебя каким-то особенным человеком. Просто у тебя в крови живет вирус. Бывают разные вирусы, которые вызывают у людей разные болезни».
       «Твоя ВИЧ-инфекция – это твоя личная жизнь. Ты можешь никому не рассказывать о ней, если не хочешь. С другой стороны, ты можешь рассказать о своем заболевании близким людям, которые способны тебе помочь (учительнице, няне и т.д.). В том, что ты заражен вирусом, нет твоей вины, и тебе абсолютно нечего стыдиться».

Подросток
       «Ты заражен вирусом, который называется ВИЧ. Вирус – это микроорганизм, который проникает в твое тело, обитает в крови и вызывает инфекцию. Это вовсе не означает, что со временем ты тяжело заболеешь. У тебя есть возможность победить вирус – для этого надо каждый день принимать лекарства».
       «Ты знаешь о том, что заражен ВИЧ, и знаешь, что такое ВИЧ-инфекция. Это накладывает на тебя особые обязательства – не допустить, чтобы вирус передался от тебя другим людям. Чтобы не заразить никого из окружающих, нужно… (алее в зависимости от половой зрелости ребенка и степени риска)».
       «Тысячи подростков во всем мире, которые инфицированы ВИЧ, считают, что ВИЧ дает им особые возможности – делиться знаниями об этой болезни с другими людьми, предотвращать распространение инфекции, бороться с предрассудками и с заблуждениями. Ты тоже можешь изменить к лучшему жизни других людей».
       В любой беседе, посвященной раскрытию диагноза ВИЧ-инфекции, независимо от возраста ребенка, ему нужно дать понять, что он может задавать любые вопросы и что взрослые постараются на каждый из них найти ответ. Желательно, чтобы каждая беседа, посвященная раскрытию диагноза, начиналась и заканчивалась со следующих трех ключевых элементов:

  • Разъяснение, что вопросы ребенка естественны, важны и желанны для взрослых;
  • Напоминание, что в ВИЧ-инфекции ребенка нет его вины;
  • Необходимо также развеять всевозможные заблуждения ребенка по поводу ВИЧ-инфекции: например, что его кровь отравлена, что он неполноценный или ущербный человек и т.д. Наличие ВИЧ в крови у ребенка означает лишь то, что его кровь и другие биологические жидкости не должны попадать в организм других людей.

 

Проблемы стигматизации ВИЧ-инфицированных детей обществом.

С каждым годом в мире, и в России, увеличивается число детей, затронутых ВИЧ-инфекцией. Это дети, получившие ВИЧ от матери во время беременности или в родах, и подростки, которые инфицировались половым путем или при инъекции наркотиков. По самым скромным подсчетам, в России сейчас насчитывается не менее 50 тысяч детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, и их число продолжает расти. Все дети, так или иначе затронутые эпидемией ВИЧ-инфекции, испытывают негативное отношение, неприятие, отвержение со стороны соседей и сверстников, учителей, воспитателей и даже медицинских работников.
Эпидемия ВИЧ-инфекции оказывает сильное воздействие на людей во всем мире, проявляя как самые лучшие, так и самые худшие их качества. Лучшие качества проявляются, когда люди объединяются с целью преодолеть негативное отношение к ВИЧ-положительным гражданам со стороны общества, отдельных его представителей, органов власти и т.д., предоставить им поддержку и уход. Худшие качества проявляются, когда общество, отдельные его представители, органы власти и т.д. подвергают людей, живущих с ВИЧ, стигматизации и дискриминации.
Стигма уходит своими корнями в глубокую древность. Она является характерной особенностью человека, которая в глазах окружающих также оказывает большое влияние на самосознание человека.
Для нас важно, что стигматизация — это процесс. Стигма может произвольно сочетаться с такими характеристиками человека, как цвет кожи, манера разговора, поступки. В отдельной культуре или среде определенные характерные признаки воспринимаются как дискредитирующие и недостойные. Поэтому стигматизация скорее означает процесс девальвации личности, а не сущность.
В большинстве случаев связанная с ВИЧ стигма развивается на основе сложившихся негативных представлений и укрепляет их. Часто считается, что люди с ВИЧ заслужили то, что с ними произошло, своими проступками. Она способствует усугублению ситуации социального неравенства в отношении людей, живущих с ВИЧ, особенно если их отличают нетрадиционные сексуальные предпочтения, определенная расовая принадлежность или образ жизни.
Многочисленные исследования позволяют сказать, что каждый раз, когда речь идет о стигме, можно увидеть три общих черты, три правила стигмы:
1.Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными. Все люди отличаются друг от друга по множеству критериев. Большинство различий не имеют принципиального значения (номер паспорта, цвет глаз), но если людей стигматизируют, их различия рассматриваются как важные и социально значимые (цвет кожи, наличие ВИЧ). В отношении этих различий люди сразу же делят на противоположные категории (черные и белые, слепые и зрячие, ВИЧ-положительные и ВИЧ-отрицательные).
2. Людям с различиями приписывают негативные качества. Мы часто смотрим на людей стереотипно. Все наши стереотипы о других людях неверны, но они могут быть нейтральными и даже положительными, например: все женщины любят заботиться о детях, все итальянцы очень эмоциональны. Но если речь идет  о стигме, то различия считаются чем-то негативным, например: все люди с ВИЧ опасны, ВИЧ-инфицированные хотят заразить других, ВИЧ-инфекцией заражаются из-за аморального поведения и т.д. То есть, людям, которых объединяет только одно качество (наличие вируса в крови) приписывают негативные качества, с вирусом никак не связанные: опасность для других, желание причинить вред, аморальное поведение.
Иногда приписывание нежелательных особенностей может внешне выглядеть доброжелательным и даже противоположным стигме. Например: всем ВИЧ-положительным нужно помогать и во всем их поддерживать. Но это тоже приписывание негативных качеств, в этой фразе подразумевается, что люди с ВИЧ – жертвы, они не самостоятельны, все их проблемы связаны только с ВИЧ.
3. Люди делятся на «нас» и «их». Когда мы кого-то стигматизируем, мы мыслим категориями «мы» и «они». Такое деление позволяет считать, что «они» не совсем люди, во всяком случае, не такие люди как «мы». Это очень часто заметно в языке, например, никто не говорит грипп-инфицированные, потому что человек с гриппом – один из нас. Но при этом людей с ВИЧ постоянно называют ВИЧ-инфицированными, сводя тем самым всю индивидуальность человека к его инфекции.
Стигматизация детей приводит к тому, что ВИЧ-положительные дети  не социализированные в обществе, получают отказ в предоставлении каких-либо услуг (медицинских, хоз.-бытовых), на основании того, что они ВИЧ-инфицированы. В обязанность государства входит принятие мер, исключающих дискриминацию и стигматизацию ВИЧ-инфицированных, а также, чтобы государства принимали соответствующие законодательные, бюджетные, юридические, рекламные и другие меры, гарантирующие выработку стратегий, политики и программ, направленных на решение проблемы стигматизации и дискриминации, а также на выплату компенсации тем, кто пострадал в результате дискриминации.
Стигматизация в большинстве случаев приводит к дискриминации. Дискриминация представляет собой действия или бездействие, и направлена против тех людей, которые подвергаются стигматизации. По определению ЮНЭЙДС (2000 г.), приведенном в «Протоколе для выявления случаев дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ», дискриминацией считается любая форма произвольного проведения различий между людьми, их изоляция или ограничение прав, что негативно воздействует на людей, как правило (но не только) в связи с присущими им личностными характеристиками или предполагаемой принадлежностью к конкретной группе – в случае с ВИЧ это касается людей с подтвержденным или подозреваемым ВИЧ-положительным статусом, – независимо от того, оправданы ли такие меры.
Широко распространенная СПИДофобия – это одна из наиболее тяжелых форм стигматизации. Она приводит к тому, что ВИЧ инфицированные дети в ряде случаев фактически исключаются из общества, т. е. социально не адаптированы. Дискриминация ВИЧ инфицированных детей, невежество и предрассудки, присущие не только населению, но и части специалистов медиков, - все это, помимо того, что резко затрудняет жизнь инфицированных детей и заболевших подростков, оказывает также серьезное негативное воздействие на эпидемиологическую обстановку в целом, ведет к возрастанию темпов распространения инфекции. Нетерпимость и низкий уровень знаний медицинских и социальных работников, а также населения в целом относительно образа жизни и проблем людей, живущих с ВИЧ, ограничивает доступ последних к информации о личном здоровье и безопасности, медицинским и другим службам.
Дискриминация возникает там, где проводятся различия между людьми, приводящие к пристрастному и несправедливому отношению к некоторым людям из-за того, что они принадлежат к определенной группе населения или подозреваются в такой принадлежности.
Проблема дискриминации ВИЧ-инфицированных детей стоит остро, так как общество из-за своего незнания о ВИЧ-инфекции, о путях ее заражения и передачи проявляют страх, неприятие, предвзятое отношение, отторжение, желание изолировать их. Такое часто происходит в нашей образовательной системе. Если статус ребенка, каким либо образом раскрыт, все еще существуют такие образовательные учреждения, которые не хотят принимать ВИЧ-положительного ребенка в детские сады, школы, нарушая закон об образовании, хотя российские законы гарантируют ВИЧ-положительным детям и взрослым те же права, что и остальным гражданам Российской Федерации, без всяких ограничений. Причины дискриминации просты – больных ВИЧ детей воспринимают как носителей чумы, проказы или какой-либо другой опасной и заразной болезни.
Таким образом, стигматизация и дискриминация ВИЧ-положительных детей приводит к следующим последствиям:
- влияние на личность (снижение самооценки, самоуважения, уверенности в себе);
- ухудшение здоровья (не оказывается помощь, психологические переживания);
- задержки психического и физического развития;
- депривация (недополучение ч.-л.) потребностей (в любви, общении, самоуважении, развитии).
ВИЧ – не повод для отвержения человека, нарушения его прав и оскорбления человеческого достоинства:
- наши ожидания формируют реальность;
- негативные предубеждения – источник жестокости и насилия в любых формах;
- преодоление невежества – это работа по самообразованию и самовоспитанию.
До сих пор не до конца понятно, что может уменьшить стигму и ее последствия в обществе. Тем не менее, можно выделить два важных метода, зарекомендовавших свою эффективность:
Эмпаурмент – «обретение силы», это процесс, когда сами люди, затронутые эпидемией, приобретают знания и навыки, позволяющие им преодолеть внутреннюю стигму и противостоять взглядам большинства и дискриминации. Эмпаурмент позволяет людям, живущим с ВИЧ, отстаивать свои права, непосредственно участвовать в принятии решений, касающихся ВИЧ, представлять свои интересы в различных структурах.
Второй метод образование. Оно может заставить людей пересмотреть свои страхи и нелогичные представления. При этом важно, чтобы люди получали знания не только о путях передачи вируса, но и о правах людей, живущих с ВИЧ, уязвимых перед ВИЧ группах, и о самих стигме и дискриминации в связи с ВИЧ. Важным компонентом образования в данном контексте является развитие чувства толерантности у специалистов общеобразовательных учреждений, а также родителей и детей.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.          
      Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Толерантность как социальный феномен определяется, как умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой, быть снисходительным к чему/кому-либо.
Толерантность как индивидуальный феномен определяется, как способность различать и признавать нравственные, правовые и психологические границы, умение конструктивно действовать в пограничных ситуациях, разрешать противоречия, согласовать позиции, сотрудничать.
Толерантность характеризуется активностью, позитивностью и связана с развитием личности. Она означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 году 16 ноября ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира, с тех пор 16 ноября считается международным днем, посвященным толерантности.
Цель толерантности – утверждение ценности человеческого достоинства и неприкосновенности человеческой личности. Она приобретается в процессе развития, как общества, так и индивида, и становится позицией личности,      отношением к окружающему миру.                           
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Функции толерантности:
Мирообеспечивающая - определяет  многомерность среды и разнообразных взглядов;
- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь к ВИЧ-положительным детям в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Психологическая - служит основой  для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки ВИЧ-положительным детям);
- формирует и развивает этническое самосознание;
- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
- обеспечивает успешную социализацию ВИЧ-положительных детей;
- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию ВИЧ-положительных детей;
- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Креативная- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
- создает условия для творческого самоутверждения.
Толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности: адекватная оценка себя самого и окружающих, стремление к работе, творчеству, самореализации, не перекладывать ответственность на других, а самостоятельно отвечать за свои поступки.
Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным детям у специалистов образовательных учреждений, детей, родителей.
Формирование толерантности является неотъемлемой частью воспитательного процесса, а следовательно, и составляющей педагогической деятельности сотрудников учреждений образования. Общее понимание толерантности в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции состоит в признании и уважении равенства всех людей независимо от их социального статуса, состояния здоровья или физических возможностей.
Мы попытаемся сформулировать некоторые пути толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным детям.
Одним из важнейших способов является создание толерантной среды в обществе и в сфере образования с помощью:
- проведение занятий по вопросам профилактики передачи ВИЧ.
Ф.Э.Шереги в своей работе «Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде. Социологический анализ» приводит результаты проведенного опроса среди учащихся, учителей и родителей «Как можно заразиться ВИЧ-инфекцией?»

 

Учащиеся

Учителя

Родители

Половым путем

78,4

68,6

72,1

«Через кровь»

37,0

62,9

30,0

Через иглу наркомана, или посредством повторного использования одноразовых шприцов

34,2

18,5

22,9

Через поцелуй, рукопожатие, воздушно-капельным путем

8,6

5,0

3,6

С молоком матери

3,1

7,1

2,1

«Через рану»

2,5

0,0

0,0

Генетически (наследственно)

1,5

2,1

1,4

Посредством медицинских инструментов

0,0

22,1

15,7

в результате несоблюдения гигиены

0,0

0,0

1,4

По полученным данным видно, что основной путь передачи, который знают опрашиваемые – это половой путь. Что говорит о том, как важны данные занятия.
 - гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания к ВИЧ-инфицированным детям;
- включение в систему образования лекций о толерантном отношении, организовать уроки толерантности для учителей, родителей и детей;

- развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения или наличие ВИЧ-инфекции;
- формирование уважения и признания к себе и к людям независимо от их социального положения, расовой принадлежности, статуса ВИЧ.
Для формирования толерантного отношения к ВИЧ-положительным детям должен быть культурно-ориентированный подход, основанный на формировании культуры отношения здоровых людей к больным людям, чувства уважения и содействия.

Поощрения и наказания в семье как методы стимулирования  поведения и деятельности ребенка.

Как воспитать ребёнка, чтобы раскрыть лучшее, что в нём заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных детей, и не существует идеальных родителей.
Быть родителями – значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию; самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг к другу.
Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и, как это ни парадоксально, поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребёнка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение, и поощрение как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребёнка, хотя родители ими охотно пользуются.
Психолог Л.Ю. Гордин, изучающий проблему поощрения и наказания указывал на то, что этимология понятий «поощрение» и «наказание» имеет  общее значение- стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо.
Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия.
Понятия поощрение и наказание воспринимаются обычно как антиподы.  Вместе с тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов поощрение и наказание лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), то нетрудно заметить, одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. Так, например, поощрение означает одобрение, приохочивание, содействие, ускорение, придание храбрости (куражу), стимулирование и т. п. Наказание, в свою очередь, означает наставление, выговор (реприманд), обременение, кару, требование, рекламацию, штраф, стимулирование и пр. В этимологии этих понятий есть и общее понятие стимулирования, что помогает видеть их единство в воспитательном процессе. Поощрение несет в себе позитивный эмоциональный заряд и является стимулирующим средством, тогда как наказание есть негативное вспомогательное воспитательное средство, которое используется, когда позитивные средства не приносят желаемого успеха.
Поощрения и наказания относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходиться без этих методов.
Родители обязаны воспитывать своих детей, то есть заложить в их сознание определенную систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности и безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще родители используют наказания, как способ воздействия на ребенка. Не всегда мы взрослые задумываемся над тем, насколько глубокими могут оказаться последствия использования того или иного метода воспитания ребенка.
Может ли наказание быть средством воспитания?
В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.
Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущербы окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.
Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
Суровыми были обычаи воспитания в средневековой Руси. Не случайно до сих пор представления о “домостроевских” традициях в воспитании связывается с применением физических наказаний. Своеобразное переложение традиции немецкой средневековой школы, где ученик, которого выпороли, должен был целовать розгу, приговаривая: “Ах, моя любимая розга – ты ведешь меня к добру”.
В России в 1782 году комиссия народных училищ издала сборник школьных правил, где прямо указывалось, что запрещается вообще все телесные наказания, какого бы рода они ни были. Но пороть и сечь детей продолжали.
В 1804 году в уставе училищ были вновь подтверждены правила, запрещающие телесные наказания школьников.
В 1820 году снова физические наказания в школах были официально разрешены, а в 1828 году – запрещены.
Проходило время, но проблемы наказания, которая достигла некоторого прогресса, продолжала также остро обсуждаться педагогами.
В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний родитель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие кто убежден, что истинное воспитание это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий в семье весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. В семье, где сложились правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми, можно обходиться без поощрений и наказаний значительно больше. Наверное, отсюда и появляется убеждение, что в принципе, в идеале поощрения и наказания не нужны вообще.

Психологический смысл наказания – чтобы ребенок поныл, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал.
Психологический смысл поощрения - чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал также правильно и хорошо.
Сегодня многие родители не умеют наказывать своих детей. Жесткое воспитание-наследие многовековой традиции: дети росли, не имея никаких прав, только обязанности и главная из них – слепое повиновение старших.
Разрыв с привычной идеологией -  это ни что иное, как слом традиций, который всегда порождает фундаментальную неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, неуверенность в выбираемых способах действия. Поэтому и сейчас многие родители испытывают чувство вины и не могут решить, как действовать.
Другие  делают, как делали, их родители не размышляя верно это или нет.
Прошлым поколения родителей было достаточно, чтобы дети их уважали.
Современные мамы и папы хотят большего, они стремятся установить с детьми отношения дружеские, любовные. Но это предполагает равенство партнеров, а считать, что взрослый и ребенок могут общаться на равных - это глубочайшее заблуждение. В отличие от дружеского или любовного союза детско-родительские отношения по-прежнему ассиметричны: взрослый несет ответственность за ребенка, который еще очень во многом зависит от него.
          5 причин отказа от телесного наказания:
1.Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
2.Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять вверх над взрослыми.
3.Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.
4.Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону к еще большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
5.Это не эффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Десять заповедей для родителей.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким как ты или таким как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий, а тебе выпала честь его воспитывать.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты делаешь для него. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, третьему – это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя, а может и больше. Потому, что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучай себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка: мучай, если можешь и не делаешь.
8. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: талантливым, неталантливым, неудачным, взрослым.
Педагог-гуманист Януш Корчак
Общаясь с ним, радуйся, потому, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

Социальные льготы и гарантии

Право на охрану здоровья

Конституция РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 38). Охрана здоровья - это комплекс мер медицинского, социального, правового, экономического и политического характера, направленных на укрепление физического и психического здоровья человека.
Правовое регулирование охраны здоровья осуществляется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.Основным принципом охраны здоровья граждан является в первую очередь соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Государство гарантирует каждому гражданину защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у него каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Права пациента:
В соответствии с Методическими рекомендациями Федерального фонда ОМС «Обеспечение права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него» пациентом признается лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанными с ней услугами независимо от наличия или отсутствия у него заболевания.
Основные права пациента закреплены в ст. 30 Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г. Следовательно, пациент имеет право на:

  • выбор врача и выбор лечебно-профилактического учреждения;
  • сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его лечении и обследовании;
  • выбор лиц, которым в его интересах может быть передана информация о состоянии здоровья;
  • получение информации о состоянии своего здоровья;
  • добровольное    информированное   согласие    на    проведение   медицинского вмешательства или отказ него;
  • получение информации о своих правах и обязанностях.

Каждый гражданин имеет право на получение в доступной для него форме информации о состоянии здоровья, в том числе о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и методах лечения. Данная информация предоставляется гражданам, достигшим совершеннолетнего возраста, а также законным представителям несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет.
Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. запрещают предоставлять информацию пациенту о состоянии здоровья против его воли, а в случае неблагоприятного прогноза заболевания такая информация должна сообщаться в деликатной форме.
В соответствии со ст. 32 Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г. необходимым условием любого медицинского вмешательства является добровольное информированное согласие пациента. ВОЗ в Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе 1994 г. определяет, что медицинское вмешательство - это любое обследование, лечение или иное действие, преследующее профилактическую, лечебную или реабилитационную цель, выполняемое врачом или иным производителем медицинских услуг.
Отказ врача от оказания медицинской помощи является уголовным преступлением согласно статье 124 Уголовного Кодекса РФ.
Конфиденциальность информации о состоянии здоровья.
Конституция РФ гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый пациент имеет право на сохранение врачебной тайны и ее конфиденциальность.
Права граждан на соблюдение конфиденциальности информации закреплены в соответствии со ст. 61 Основ законодательства от 22 июля 1993 г. включает в себя:

  • Информацию о факте обращения за медицинской помощью
  • Информацию о состоянии здоровья
  • Информацию о диагнозе заболевания
  • Иные сведения, полученные при обследовании и лечении.

Информация,   содержащаяся   в   медицинских  документах   гражданина,  составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия  гражданина только по основаниям, предусмотренным в законе (или в ст. 61 Основ законодательства от 22 июля 1993 г.) Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну:

  • Лицами, которым она стала известна при исполнении профессиональных,
    служебных и иных обязанностей;
  • Лицами, которым она передана в установленном законом порядке.

Лица, которым переданы сведения, составляющие медицинскую тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Медицинским работникам и другим лицам, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне. (Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. №1017, п.14)
Таким образом, законодательство Российской Федерации не только не содержит положений, приводящих к разглашению врачебной тайны (в частности, ВИЧ-статуса), но и устанавливает запреты и юридическую ответственность за ее разглашение.

ВИЧ и материнство.
Конституция РФ предусматривает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке
беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности (Ст. 36 Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г.). Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определен Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Для медицинских работников центров по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, службы детства и родовспоможения и других служб здравоохранения разработана Инструкция по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, утвержденная приказом Министерства здравоохранения РФ. В Инструкции установлено:

  • С целью проведения профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку всем беременным женщинам, которые планируют сохранить беременность, должно быть предложено тестирование на ВИЧ (П. 3.3.)
  • Тестирование сопровождается консультированием, которое состоит из до- и послетестовых   частей.   При   дотестовом   консультировании,   помимо   стандартных вопросов, задаваемых при любом тестировании на ВИЧ, с беременной женщиной должны обсуждаться специфические вопросы: риск передачи ВИЧ ребенку в период
    беременности,   родов   и   при   грудном   вскармливании;   возможность   проведения профилактики передачи ВИЧ ребенку; возможные исходы беременности; необходимость последующего  наблюдения   матери   и   ребенка;   возможность  информирования   о результатах теста полового партнера (партнеров), родственников (извлечения из п. 3.7.)
  • Беременные   женщины   с   установленным   диагнозом   ВИЧ-инфекция наблюдаются совместно и инфекционистом территориального Центра ВИЧ/СПИД и акушером-гинекологом  в  Центре ВИЧ/СПИД,  в  женской  консультации  по  месту жительства,    в    специализированной    женской    консультации    или    в    условияхспециализированного приема (П. 4.1.).

Права и свободы ВИЧ-инфицированных лиц.
В Федеральном закон № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г. закреплены государственные гарантии для лиц, затронутых проблемой ВИЧ.
Государством гарантируются:

  • регулярное информирование населения, в том числе через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
  • доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - тестирование на ВИЧ-инфекцию);

•   бесплатное       предоставление       всех       видов       квалифицированной       и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным – гражданам Российской Федерации,
• бесплатное получение ВИЧ-инфицированными медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях, а также их (извлечения из статьи 4).
В соответствии с ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ ВИЧ-инфицированным признается лицо, зараженное вирусом иммунодефицита человека. При этом ВИЧ-инфицированные  - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами, несут обязанности в соответствии с действующим законодательством РФ. Ограничение прав и свобод граждан РФ в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции допускается только на основании федерального закона (ст. 5 ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ).
Таким образом, не допускаются ограничение прав лиц по причине наличия у них ВИЧ-инфекции, в частности:

  • увольнение с работы;
  • отказ в приеме на работу;
  • отказ в приеме в образовательные учреждения;
  • отказ в приеме в учреждения, оказывающие медицинскую помощь;
  • иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных.

Также не допускается ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ).
ВИЧ-инфицированным лицам оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям (ст. 14 ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ).

Медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции.
Тестирование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. ФЗ РФ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г. предусматривает, что тестирование на ВИЧ-инфекцию проводится:

  • Добровольно или с согласия освидетельствуемого лица (ч. 3 ст. 7)
  • Анонимно по желанию освидетельствуемого лица (ч. 2 ст. 8)
  • С    предварительным    и    последующим    консультированием    по   вопросам профилактики ВИЧ-инфекции (ч. 6 ст. 7)
  • Бесплатно в учреждениях системы здравоохранения (ч. 7 ст. 7)
  • В присутствии законного представителя (ч. 4 ст. 7)

Официальный документ о наличии или отсутствии у освидетельствуемого лица ВИЧ-инфекции   выдается   только  учреждениями   государственной   или   муниципальной системой здравоохранения.

Обеспечение прав детей, живущих с ВИЧ-инфекцией в России.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ситуации эпидемии ВИЧ-инфекции особенно актуальной становится гарантия прав ребенка на охрану здоровья, образования и не дискриминацию.
Противодействие эпидемии ВИЧ/СПИДа подлежит правовому регулированию не только на национальном, но и на международном уровне. В 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу была принята Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, сто восемьдесят девять стран, включая Российскую Федерацию, подписали ее. Главы государств и правительств в соответствии с данной Декларацией приняли на себя определенные обязательства в сфере профилактики, ухода, поддержки и лечения ВИЧ-инфицированных, защиты их прав и прав детей, оставшихся сиротами и оказавшихся в уязвимом положении в результате ВИЧ/СПИДа.
В основу правового регулирования вопросов, связанных с противодействием эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации положен Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», в соответствии с которым ВИЧ - инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанность в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование несовершеннолетних на выявление ВИЧ-инфекции:
Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования, а лица старше 15 лет самостоятельно принимают решение о проведении медицинского вмешательства или отказе от него (п. 1 ст. 7 ФЗ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.).
Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции:
Законодательно предусмотрены категории лиц, подлежащих обязательному тестированию на ВИЧ-инфекцию: доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей; работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций; иностранные граждане, при въезде на территорию Российской Федерации на срок свыше 3-х месяцев. Нормативные правовые документы Правительства РФ регулируют порядок проведения обязательного тестирования на выявление ВИЧ-инфекции.
Право на получение информации о результатах тестирования на ВИЧ-инфекцию:
Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, на основании п. 1 ст. 13 ФЗ РФ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г. работник учреждения, проводившего медицинское освидетельствование сообщает:

  • О результатах тестирования на ВИЧ-инфекцию;
  • О необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции;
  • О гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных;
  • Об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица;

В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, их родители или иные законные представители подлежат уведомлению об этом (п. 2 ст. 13 ФЗ РФ № 38-ФЗ от 30 марта 1995 г.).
Последствия выявления ВИЧ-инфекции (статья 11).

  • Граждане Российской Федерации в случае выявления у них ВИЧ-инфекции не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.
  • Иностранные граждане и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае выявления у них ВИЧ-инфекции подлежат депортации из Российской Федерации.
  • Работники отдельных профессий, производств,  предприятий, учреждений и организаций, перечень которых определен постановление Правительства РФ №1071 от 13.10.1995 г., в случае выявления ВИЧ инфекции подлежат переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции.

Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних.

  • ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются льготы, установленные для детей- инвалидов законодательством РФ.
  • Лица, осуществляющие уход за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними, имеют право на получение пособия по уходу за ребенком- инвалидом      в        порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • Родители,  дети  которых  являются  ВИЧ-инфицированными,  а  также          иные законные   представители  ВИЧ-инфицированных  несовершеннолетних   имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре
    учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий   по   государственному   социальному   страхованию   (ст.   22   Основ законодательства РФ от 22 июля 1993 г.

Право на образование
Право ребенка на образование и развитие декларируется международными документами, участницей которых является Российская Федерация, а также внутригосударственным  законодательством.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (статья 26), Декларацией прав ребенка (Принцип 7), Конвенцией о правах ребенка (статьи 28, 29), Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования (статья 3 пункт «d»), Всемирной декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (пункт 15)

  • Каждый человек имеет право на образование.
  • Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается
    начального и общего образования.
  • Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства
    возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание
    моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
  • Ребенок должен быть  полностью  подготовлен  к самостоятельной жизни   в обществе.
  • Государства-участники    поощряют    развитие    различных    форм    среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивая его доступность для всех детей.
  • Государства-участники принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
  • Все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе.

Законодательство РФ о праве на образование.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на получение дошкольного, основного общего, среднего и высшего (на конкурсной основе) профессионального образования.

  • гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного   общего,   среднего   (полного)   общего   образования   и   начального профессионального образования всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального,  имущественного и должностного положения (раздел  «Доступность  образования»  Национальной  доктрины  образования  в Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. 3266-1«Об образовании» пункт 3 статьи 5);
  • государство гарантирует ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации получение ими образования. (Федеральный закон РФ от 30 марта 1995 г. №     38-ФЗ «О   предупреждении   распространения   в   Российской   Федерации   заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека»).

Международные правовые акты и законодательство Российского Федерации неоспоримо свидетельствуют о том, что деятельность органов власти, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации должна быть направлена на создание условий для получения человеком (ребенком) образования и обеспечение его всестороннего развития.
Какие-либо ограничения, связанные с наличием у граждан ВИЧ-инфекции в Российской Федерации при реализации прав и свобод вообще и права на образования и всестороннее развитие в частности, могут быть установлены только законодательно - на основании федерального закона. В настоящее время такие ограничения нормативно-правового характера отсутствуют.
Единственным препятствием для посещения дошкольных образовательных учреждений ВИЧ- инфицированными детьми и их обучения в общеобразовательной школе является отсутствие свободных мест в соответствующем учреждении.

Право детей оставшихся без попечения родителей
В Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом в разделе «Дети, ставшие сиротами и оказавшиеся в уязвимом положении в результате ВИЧ/СПИДа»определено, что:

  • дети, ставшие сиротами и пострадавшие от ВИЧ/СПИДа, нуждаются в особой помощи;
  • государствам-участникам   предложено  к  2005  году  осуществить  национальную политику и стратегии для: создания и расширения возможностей правительств, семей и   общин   по   предоставлению   помощи   сиротам,   девочкам   и     мальчикам, инфицированным ВИЧ/СПИДом и затронутым проблемой ВИЧ/СПИДа, в   том   числе путем  оказания  надлежащей  консультативной  и  психосоциальной         поддержки;
  • обеспечения того, чтобы они ходили в школу и имели жилье, хорошее питание     и доступ к медицинскому и социальному обслуживанию на равной основе с другими детьми: защиты сирот и уязвимых детей от всех форм злоупотреблений, насилия, эксплуатации,   дискриминации,   торговли   и   потери   наследства.  В   пункте   66 предложено «обеспечить недискриминацию и полное и равное осуществление всех прав человека  посредством  пропаганды активной  и транспарантной политики реабилитации детей, ставших сиротами и попавших в уязвимое положение из-за
    ВИЧ/СПИДа».

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
В п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФопределено, что, защита прав и законных интересов детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная обязанность органов опеки и попечительства предполагает выполнение ими следующих функций: а) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей; б) избрание форм устройства таких детей; в) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст.ст. 10-12 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. (Ст. 123 Семейного кодекса).
Устройство детей в дома ребенка
Согласно Положению о доме ребенка (Приложение 1 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 19 ноября 1986 г. N1525)
В доме ребенка (общего типа) воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированном доме ребенка -до четырехлетнего возраста (п. 2).
В специализированных домах (группах) ребенка содержатся дети с дефектами умственного и физического развития (кроме детей с задержкой психоречевого и физического развития/ обусловленной условиями воспитания), а также с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики; с детскими церебральными параличами, без нарушения психики; с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития, без нарушения психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемые, оглохшие, тугоухие); с нарушениями речи (заикающиеся, с алалией и другими нарушениями речи); с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза, (пункт 3)
Инструкцией о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него (Приложение2кприменяемому в РФ приказу Минздрава СССР от 19 ноября 1986 г. № 1525) установлено, что:
Дети принимаются в дом ребенка из родильных домов, соматических отделений больниц, карантинов-распределителей, семей и т.д. с периода новорожденности и содержатся в нем до 3-х - летнего возраста; дети с дефектами физического или психического развития, с тяжелыми нарушениями слуха и речи - до 4-х летнего возраста. В виде исключения в дом ребенка (общего типа) могут приниматься дети, достигшие 3-х лет, с задержкой физического и психоречевого развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в детский дом в соответствии с заключением специалистов считается преждевременным (п. 2).
Не подлежат помещению в дом ребенка дети с острыми инфекционными заболеваниями, активной формой туберкулеза, активным сифилисом, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями центральной нервной системы и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения (п. 4).
Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом, дом - интернат социального обеспечения или передаче на усыновление (п. 12).
Сведения о детях, подлежащих переводу, сообщаются органам образования и социального обеспечения за шесть месяцев до срока перевода. При переводе ребенка в детский дом соответственно передается юридическая и медицинская документация (выписка из истории развития ребенка) (п. 13).
Устройство детей в образовательные учреждения для детей-сирот
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676:
Основные задачи учреждения - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности,    обеспечение    социальной    защиты,     медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников (п. 2).
Воспитанники  дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением (п. 16).
В учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения  психолого-медико-педагогической консультации (п. 17).
Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие  при  (в)  общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п.22).
В учреждение принимаются: дети - сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей,  которых не установлено (п. 24).
На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют среди прочих документов (п.27):

  • свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
  • медицинские документы о состоянии здоровья;
  • пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию;
  • заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).

Воспитанники учреждения имеют право на (п.30):

  • бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
  • удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • развитие своих творческих способностей и интересов;
  • получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
  • отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты не содержат положений законодательного характера, препятствующих для оформления ВИЧ - инфицированного ребенка в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Контакты

Адрес: Оренбург, ул.Невельская, 24/1
Тел.: (3532) 77-29-18 (3532) 77-29-18, 77-69-63

Мониторинг эпидситуации | Регионы Оренбургской области | Пациентам

(c) Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
Электронная почта: info@orenaids.ru